В условиях возникновения опасных пожарных ситуаций на железнодорожном транспорте незаменимой техникой остаётся пожарный поезд. Он существует в России уже около ста лет, однако мы видим и знаем о нём не так много, как, например, о пожарном автомобиле.
История возникновения пожарного поезда
Первые пожарные поезда были созданы в России в 1921 году. Они были оснащены паровыми насосами и другими противопожарными инструментами. Для борьбы с огнём в поезде имелись: мотопомпа, 2 бака с водой, пожарные рукава. Необходимость создания пожарных поездов была обусловлена участившимися пожарами на железнодорожном транспорте. Со временем, стали выделять категории такого противопожарного транспорта. Так, существуют две категории: в первой относятся специализированные пожарные поезда с повышенными тактико-техническими возможностями. Они должны предотвращать утечку и осуществлять перекачку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, выполнять задачи по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ. Пожарные поезда второй категории используются при необходимости ликвидации аварийных пожарных ситуаций. Впоследствии, в России постепенно налаживается производство такой «тяжёлой» транспортной противопожарной техники. Происходит развитие: у поездов обеих категорий появляется по две стационарные и одной переносной мотопомпе и по одной переносной электростанции. Современный пожарный поезд имеет пожарные рукава длиной до 1,5 км., 5-10 тонн пенообразователя и 100-150 куб. м. воды.
пожарный поезд второй категории
Пожарный поезд сегодня
Для того, чтобы своевременно пополнять резервы, на закреплённом за конкретным пожарным поездом участке имеется специальный пункт заправки водой. Сегодня большинство таких поездов имеют звенья газоды-мозащитной службы. Они функционируют при помощи аппаратов сжатого воздуха. Цистерны пожарного поезда внешне сходны с аналогичными ёмкостями для транспортировки нефтепродуктов, но отличаются наличием запорно-регулировочными приспособлениями. Огнетушащее вещество подаётся от цистерн к помпе по трубопроводу большого диаметра. В нижней части служебного вагона устроены коллекторы, для подсоединения пожарных рукавов. Современный пожарный поезд может также иметь стационарные водомёты, установленные на вагонах. Задачи по ликвидации пожаров, которые ставятся сегодня перед пожарными поездами, достаточно широки. Это и прекращение горения на железнодорожных путях, на подвижном составе, на соседних объектах, и ликвидация крупных лесных пожаров, и оказание помощи при возникновении аварий и других стихийных бедствий.
Штатная численность пожарного поезда
Ответственность за функционирование пожарного поезда лежит на личном составе. Начальник поезда и начальники дежурных караулов следят за подготовкой работников и организацией работы. Контроль технического состояния осуществляется начальником начальники отделений железных дорог, филиалов и отрядов ведомственной охраны. В состав караула входят 6 сотрудников дежурной смены. Штатная численность пожарного поезда может варьироваться – от 20 до 50 человек. Сигнал о начавшемся пожаре поступает от дежурного ближайшей станции диспетчеру поезда, а затем в службу ведомственной охраны ж/д-транспорта. Базирование пожарного поезда устанавливается и регулируется руководством железной дороги. За каждым конкретным поездом закрепляется определённый участок обслуживания. Передвижение поезда может быть скорректировано в зависимости от изменения пожароопасной обстановки, от обращений подразделений МЧС или представителей органов власти субъектов.
Пожарный поезд нового поколения
В 2011 г. в соответствии с Концепцией, утвержденной в 2010 г., создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащенный пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на трассе Адлер – Альпика-Сервис Северо-Кавказской железной дороги. Первый роботизированный пожарный поезд нового образца разработанн ОАО «Российские железные дороги» совместно с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш»и ОАО «Рузхиммаш».
Пожарный поезд нового поколения
К 2026 г. специализированный подвижной состав нового поколения появится на всех железных дорогах.