Многие таллиннцы часто проходят мимо здания «пожарки», расположенного на улице Рауа, 4. Суровое каменное здание скрывает в своих стенах совершенно другой, не похожий на повседневный, мир. Еще затемно я подошел к входу в часть, где меня уже ждал начальник смены, командир бригады и директор пожарного отделения Дмитрий Ткаченко. За десять минут до построения Дмитрий провел меня по всему пожарному отделению, познакомив практически со всеми – от сотрудницы, отвечающей за одежду и еду пожарных, до ответственного по Ида-Харьюмааской спасательной части Тыниса Пайо. «А здесь, на втором этаже, так называемая «гостиница»: место, где пожарные отдыхают в перерывах между вызовами. Но нам уже пора вниз в гараж, на смену караула», – этими словами Ткаченко завершает первую часть нашей экскурсии.
Построение проходит строго и дисциплинированно, хотя некоторые шутки все же дозволяются. Вот, например, сегодня командир бригады заметил, что одного из семнадцати человек не хватает – самый юный пожарный не пришел, сославшись на болезнь. «А ну-ка поднимите руки, кто не болел ни разу!» – с напускной строгостью требует командир. «В этом году еще никто не болел!» – смеются в ответ пожарные.
Режим дня пожарной части
Новый рабочий день пожарной части начинается без десяти восемь. Работают пожарные в четыре смены, в каждой смене – 16-17 человек. «Начальник смены – царь, бог и воинский начальник, все его приказы нужно выполнять, – объясняет Дмитрий. – У начальника каска синего цвета. Если на спасательной операции увидите человека в синей каске, то знайте, что это тот, кто имеет право отдавать приказы. Передавать информацию, которая поможет при ведении спасательных работ, тоже нужно ему». Пожарные работают 24 часа, затем 72 часа отдыхают, а потом – снова за работу. Больше всего пожаров бывает весной – иногда до тридцати в день. Но выпадает и два-три дня в год, когда пожаров не бывает вообще: эти дни для пожарных – настоящий праздник».
Учения в «пожарке» проводятся регулярно. «Берется крупное предприятие, учреждение или отель – и каждая смена с этим объектом знакомится, устраивает учебную тревогу. Последняя учебная тревога проводилась в порту, на корабле, с полной эвакуацией и ликвидацией очага возгорания», – рассказывает о тренировках пожарных начальник смены.
На сборы пожарному дается минута. За это время необходимо спуститься вниз по трубе, надеть сапоги, натянуть куртку, забраться в машину и выехать из ворот. А потом, по идее, требуется за пять-шесть минут доехать до объекта, находящегося в черте города. Но вот беда: пробки в центре города в последнее время до того плотные, что в такие короткие сроки никак не уложиться. По этой причине уже шестой год идет разговор о том, чтобы построить новое отделение в Ласнамяэ. А пока пожарным хотелось бы, чтобы водители всегда уступали им дорогу. Ничуть не меньше мешают спасателям припаркованные рядом со зданиями автомобили. Ну а самая частая проблема на объектах – заделанные решетками эвакуационные пути. Случается, что их просто заставляют мебелью и напрочь о них забывают.
Каждому отделению – своя специализация
Каждое утро начинается с «приема» машины: нужно проверить, чтобы все работало и было в комплекте. Начинают с кабины, в которой лежат кислородный аппарат с маской, фонарики, запасные баллоны и другое спецоборудование. Каждая пожарная машина стоит от трех до четырех с половиной миллионов крон. А та, что снабжена тридцатиметровой лестницей, – девять с половиной. Ее пожарному отделению подарил город. И все же на случай, если новые машины не заведутся, в гараже стоит старенький, полностью подготовленный к выезду ЗИЛ – уж он-то точно не подведет!
Есть в гараже и специальная «рукавная» машина на случай большого пожара. Рукавов в ней хватит на два километра. Здесь же находятся химический прицеп с защитными костюмами и инструменты, предотвращающие появление искр.
Каждая пожарно-спасательная часть Таллинна имеет свою специализацию. Пожарные отделения Пирита и Копли еще и спасают на водах, Центральное отделение занимается «химией». Нашли очаг сибирской язвы, упала бочка с аммиаком, обнаружен подозрительный баллон – во всех этих случаях обращаются сюда. К счастью, в последние месяцы химический прицеп задействовали всего один раз, когда на островах были обнаружены пакеты с ядовитыми отходами для травли корабельных крыс.
Ликвидацией автомобильных аварий занимается тоже центральное отделение. «Мы разрезаем автомобили, вытаскиваем людей из разбитых машин и передаем их медикам – эта система у нас налажена», – говорит Дмитрий Ткаченко.
«Виновники пожаров всегда одни и те же, – вздыхает пресс-секретарь Центрального пожарного отделения Кирилл Тейтер. – Поджигают сами себя поддатые курильщики, засыпающие с горящей сигаретой на диване. Старая электропроводка или экономия на строительстве камина в новом частном доме тоже может привести к серьезному пожару – по статистике это довольно частое явление».
Кадры решают все
Основные требования для поступления на работу спасателем – быть старше 18 лет, отслужить в армии и иметь эстонское гражданство. Также необходимо научиться отдавать приказы и пояснять свои действия на эстонском языке, иметь железное здоровье и, конечно, не бояться высоты.
«Работа с кадрами бывает разная, – говорит Дмитрий. – Можно объявить конкурс на руководящие должности и набрать ребят со стороны, из деревни или из других частей. А у нас такой порядок: мы выбираем наиболее активных и энергичных пожарных, готовим их в нашей части и отправляем на учебу в пожарную школу в Вяйке-Маарья или в академию. Отучившись, ребята возвращаются туда, где они уже работали пожарными, и становятся командирами. Последний раз мы обучили шесть человек, они сейчас дежурят».
Текучесть кадров в отделении маленькая, коллектив дружный. Поскольку характер работы командный, то постепенно она становится образом жизни всякого, кто вливается в коллектив пожарной части. У пожарных даже собственная футбольная команда есть, которая периодически побеждает на соревнованиях.
Строительство здания Центрального пожарного отделения началось в 1937 году и было закончено через два года, когда уже ощущалось дыхание приближающейся войны. Поэтому на случай военных действий из башни был проложен подземный ход в подвал соседнего дома. Раньше башня служила для мытья и просушки пожарных шлангов, а с февраля в ней откроется музей.
Сразу после завершения строительства здание на улице Рауа занимала первая профессиональная таллиннская пожарная часть, а отделение добровольцев находилось на Вана-Виру. В начале 1940-х обе пожарные части были военизированы. От добровольческого отделения в наши дни остался только оркестр.
Сверхурочная работа растягивается на годы
В Центральном спасательном отделении Ида-Харью сотрудников, награжденных почетными медалями, много – почти половина. На это отделение приходится самое большое количество выездов. «Мы охраняем центр Таллинна: высотные здания, гостиницы, посольства, президентский дворец, министерства, департаменты – короче, все структуры, управляющие государством», – говорит Дмитрий Ткаченко. Вдобавок к перечисленному пожарные из центра отвечают за Ласнамяэ, Суур-Сыямяэ, Веэренни и Кадриорг. Порт оберегают от пожаров тоже они. А несколько лет назад им добавили еще несколько сотен гектаров лесов и полей – волость Раэ.
Беседу прервал сигнал тревоги – выезд на объект на Палдиское шоссе, «за дурдомом», как пояснил Кирилл Тейтер. Вызывали лестницу для работы на высоте. Оказалось – звонила женщина с просьбой снять кота с крыши. «У нас анекдот ходит: «Вы когда-нибудь скелет кошки на дереве видели?» А ведь сердобольные бабушки часто вызывают пожарных, чтобы снимать кошек», – смеются пожарные. На самом деле животными занимается специальная бригада: весной и летом гоняется за лосями и лисицами, ловит сбежавших лошадей.
«А не далее как вчера у нас в гостях были латыши и остались очень довольны увиденным. «Все у вас хорошо, – сказали они, – кроме одного. У вас пожарные работают до шестидесяти пяти лет, а у нас уже в пятьдесят уходят на пенсию». А ведь профессия пожарного очень изматывающая и требует невероятных физических нагрузок», – сетует Дмитрий Ткаченко.
«Представьте себе артиста балета в шестьдесят лет, – добавляет Кирилл Тейтер. – А тут и по крышам лазай, и по лестницам бегай. Тяжело это делать пожилому человеку». Напоследок, не удержавшись, спрашиваю: откуда взялось крылатое выражение «спит, как пожарный»? «Все очень просто, - отвечает Кирилл. – Иногда бывает так – пожарный поесть хочет, начинает себе котлету жарить, тут внезапно раздается звонок – выезд. Снимает сковородку с огня – и понесся. Через час возвращается – опять ставит сковородку на огонь в надежде подкрепиться. И то же самое со сном. В восемь смена начинается, и если человек весь день пропахал, то к вечеру он совсем выдохся. Поэтому под конец смены старается каждую минуту урвать, чтобы отдохнуть».
Автор: Илья БОГАТЫРЕВ Фото: Элина ПЯЗОК
На фото: В солидном возрасте скакать по крышам и раздвижным лестницам становится нелегко. Но льготная пенсия эстонским пожарным не положена.
|